Онлайн-касса для самозанятых: когда она нужна
Для того чтобы вести бизнес в нашей стране, гражданину необходимо зарегистрироваться в качестве ИП или учредить юридическое лицо. Однако некоторыми видами деятельности физлица могут заниматься без дополнительных сложностей, просто получив статус самозанятого. Хотя для самозанятых действует особый налоговый режим, они всё равно обязаны отправлять данные о расчётах в ФНС и выдавать покупателям чеки. Разберёмся в том, нужна ли самозанятому онлайн-касса и какое ещё оборудование может потребоваться в этом случае.
Кто может стать самозанятым
Физическое лицо получает статус самозанятого, когда регистрируется в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД). Этот налоговый режим был введён законом № 422-ФЗ в качестве эксперимента до 31 декабря 2028 года.
Чтобы физлицо могло применять НПД, его деятельность должна соответствовать ряду требований. Самозанятый — это налогоплательщик, который:
- работает на себя, без работодателя;
- не имеет наёмных сотрудников;
- получает годовую прибыль не выше 2,4 млн рублей в год;
- не применяет другие специальные налоговые режимы.
Закон ограничивает сферы деятельности для самозанятых. Плательщик НПД не имеет права заниматься продажей товаров, которые подлежат акцизу или обязательной маркировке, добычей и реализацией полезных ископаемых, перепродажей имущественных прав и любых видов продукции, доставкой товаров с приёмом платежей в пользу других лиц. Кроме того, самозанятый не может выполнять работы по агентскому договору или договору поручения.
Индивидуальный предприниматель также может перейти на НПД, если его деятельность не нарушает условия, которые указаны в законе.
Законодатели не опубликовали перечень видов деятельности, которой могут заниматься самозанятые на НПД. ФНС утверждает, что самозанятые имеют право работать в разных сферах, в частности:
- продавать товары собственного производства;
- оказывать на дому косметические услуги;
- проводить экскурсии;
- перевозить пассажиров и груз;
- организовывать торжественные мероприятия: свадьбы, юбилеи;
- сдавать в аренду жилищную площадь;
- заниматься копирайтингом, программированием, веб-дизайном;
- быть репетиторами.
Когда самозанятому нужна онлайн-касса
Согласно закону № 54-ФЗ, плательщики налога на профессиональный доход имеют право не использовать онлайн-кассу. Это правило касается и самозанятых, и ИП на НПД. Более того, физические лица со статусом самозанятых не могут применять контрольно-кассовую технику, поскольку для её использования необходим расчётный счёт, который оформляют только ИП и организациям.
Онлайн-касса потребуется самозанятому в том случае, если он потеряет право платить НПД. Иногда деятельность физлица перестаёт соответствовать условиям закона № 422-ФЗ: например, самозанятый решает нанять работников, или его годовой доход начинает превышать 2,4 млн рублей. В таких ситуациях нужно оформить ИП или зарегистрировать юридическое лицо и перейти на другой режим налогообложения. После смены статуса «бывшему» самозанятому придётся приобрести онлайн-кассу, поскольку большинство индивидуальных предпринимателей и организаций обязаны её использовать.
Как самозанятые выдают чеки
Несмотря на то что самозанятые не применяют онлайн-кассу, они обязаны пробивать чеки своим клиентам и передавать данные о расчётах в Федеральную налоговую службу. Для этого плательщики НПД используют официальное приложение ФНС «Мой налог». Приложение доступно на смартфонах и в веб-версии. Его можно скачать во всех крупнейших магазинах приложений или на сайте ФНС.
Пользователи приложения «Мой налог» могут формировать чеки и отправлять их покупателям в электронном виде. Сервис также позволяет выводить документы на печать — так самозанятый получает возможность выдавать клиентам бумажные чеки. Сформированные чеки содержат ряд обязательных реквизитов: ИНН и ф. и. о. продавца, дату и время операции, сумму расчёта, наименование товара или услуги. Все документы сохраняются в Личном кабинете приложения.
Если самозанятый оказывает услуги или продаёт изделия юрлицам или ИП, он обязан указать ИНН контрагента при расчёте. Это повлияет на налоговую ставку: платежи от физлиц облагаются налогом 4%, от организаций и ИП — 6%. ФНС получит сведения о расчёте и начислит налог на сумму в чеке автоматически. Сдавать отчётность самозанятому не потребуется.
При оплате товара или услуги наличными деньгами самозанятый обязан выдать чек в момент расчёта. В других случаях чек нужно сформировать не позднее 9-го числа следующего расчётного месяца. За невыдачу чека или нарушение сроков его предоставления налоговая выпишет самозанятому штраф в размере 20% от суммы расчёта. При повторном нарушении, совершённом в течение полугода, штраф составит 100% от суммы расчёта.
Что ещё нужно самозанятому для ведения бизнеса
Как и любой продавец, самозанятый имеет право выдавать электронный чек вместо бумажного только в том случае, если покупатель согласился на это и до совершения сделки предоставил свой телефонный номер или email. Для печати чеков потребуется оборудование: предприниматель может настроить обычный принтер или приобрести специальный чековый.
Если самозанятый продаёт товары своего производства и сталкивается с необходимостью наносить на изделия штрихкод, ему необходим принтер для этикеток. Ценники и этикетки, напечатанные на обычном принтере, быстро придут в негодность и потребуют замены. В специальных принтерах для этикеток используются технологии термо- и термотрансферной печати, благодаря которым распечатанные штрихкоды долго остаются пригодными для использования.
Тем самозанятым, которые планируют печатать на наклейках сложную графику (например, QR-коды с большим количеством модулей или фирменные знаки), подойдут принтеры с высоким разрешением печати. TSC TE310 с разрешением 300 dpi позволяет печатать ценники и бирки с мелким шрифтом. Модель поддерживает загрузку шрифтов с ПК для создания выделяющихся, индивидуальных этикеток.
Если у вас в приоритете быстрота подготовки ценников, обратите внимание на Intermec PC23d, который печатает этикетки со скоростью 203,2 мм/сек. Благодаря небольшим размерам принтер можно установить в торговой зоне любой площади.
В каталоге нашего магазина представлен широкий ассортимент расходных материалов для принтеров. На сайте вы сможете приобрести красящие ленты-риббоны для печати термотрансферных бирок, а также самоклеящиеся ленты с этикетками.
Для работы на Госуслугах, а также для регистрации ИП или юридического лица самозанятому потребуется электронная подпись, выпустить которую можно с помощью сервиса Астрал-ЭТ. Для заявки на получение подписи необходимы только паспорт и СНИЛС, а оформление услуги займёт не больше одного дня.